СБОРКА      ДОРАБОТКА      ОКРАСКА      СЪЕМКА      МАТЧАСТЬ      ТЕХНОЛОГИИ      ОБЗОРЫ      МАСТЕР-КЛАСС      ОБ АВТОРЕ

 

Начало  »  Об авторе

Кочанов Сергей, инженер

С отличием закончил Новосибирский Государственный технический университет в 1994 году.  Как и многие мои сверстники, начал «клеить самолётики» лет с десяти. Первым был подаренный SAAB J-35 от VEB Plasticart (ГДР).

«Я написал эту книгу, потому что искал подобную и не нашел ее» – в шутку говорил специалист по операционным системам Алан Тревенор.

Просматривая модельные форумы, я  был удивлен многообразием методов и технологий сборки масштабных моделей, причем разные советы зачастую были прямо противоположными.

Чтобы как-то систематизировать информацию, в первую очередь для себя, начал подбирать статьи опытных моделистов, описывающие тот или иной прием.

Так, шаг за шагом, стала формироваться технологическая цепочка сборки модели самолета.

Процесс этот творческий и интересный. Современный моделист сочетает в себе многие качества: и инженера, и конструктора, и дизайнера, и профессионального маляра, и фотографа, и даже ювелира. Развиваются навыки точного ручного труда, внимательности, аккуратности.

С другой стороны, хобби позволяет отвлечься от повседневных забот, найти новых друзей и единомышленников, сделать свою жизнь более насыщенной и интересной.

Еще со школьных лет у меня сохранилась мечта - собрать модель самого красивого авиалайнера.

Туполев-154 (Ту-154) – массовый советский пассажирский самолет, всего было построено около тысячи машин. Разработка средне магистрального лайнера началась в ОКБ Туполева еще в 1963 году. Первый полет состоялся 3 октября 1968 года. А свой первый регулярный рейс «Москва - Минеральные Воды» самолет с регистрацией 85000 совершил в день 49-летия «Аэрофлота» - 9 февраля 1972 года.

Ту 154 модель

Ту-154Б-1. Фотография с сайта russianplanes.net. Автор Chris, Лондон, Хитроу, Великобритания, 17 октября 1987 года

За время эксплуатации Ту-154 претерпел множество модернизаций. В 1974 году вышла модификация Ту-154А. За период с 1975 по 1981 год была увеличена взлетная масса, изменения коснулись планера, крыла, состава оборудования. Новая модификация получила название Ту-154Б. Под эту конфигурацию впоследствии были доработаны все самолеты первых серий.

Дальнейшие модернизации Ту-154Б-1 и Ту-154Б-2 касались, в основном, агрегатов топливной системы, системы кондиционирования воздуха, электрооборудования и шасси. Внешне они отличались незначительно.

В 1984 году в серийное производство поступила модификация Ту-154М. Были установлены более экономичные двигатели. Закрылки крыла стали двухщелевыми, увеличилась площадь предкрылков, которые заняли практически всю переднюю кромку крыла без разрывов, полетный угол установки стабилизатора был увеличен на -1,5 градуса, увеличена площадь руля высоты, изменилось место расположения ВСУ.

СССР 85697

Фотография с сайта airliners.net. Автор Alastair T. Gardiner. Глазго, Шотландия, 25 мая 1992 года

Усовершенствование аэродинамических свойств крыла и фюзеляжа дало значительное повышение топливной эффективности и позволило увеличить дальность полета. Максимальная взлетная масса составила 102 - 104 тонны.

Несмотря на то, что с первого полета прошло уже почти полвека, Ту-154 и сейчас в строю - на региональных авиалиниях, в воздушно-космических войсках. Так, в военной операции в Сирии Ту-154 использовался в качестве ведущего группы российских самолетов.

И до сих пор он поражает своей красотой и элегантными формами!

Выбираем прототип модели Ту-154

В качестве прототипа своей модели Ту-154 я выбрал самолет с регистрацией 85697.

RA 85697

Фотография с сайта planespotters.net. Автор Moritz Riemer. Ганновер, Германия, 17 сентября 2005 года

24 апреля 1991 года он был введен в эксплуатацию в Толмачевский объединенный авиаотряд Западно-Сибирского управления гражданской авиации. В 1992 году вновь образованная Авиакомпания «Сибирь» передает самолет в лизинг в Индию. 28 сентября 1994 года лайнер возвращается в Россию. В 1995 и 1996 году два раза передавался в лизинг в Иран. С 19 августа 1998 года - в составе Авиакомпании «Сибирь»/S7.

В 2008 году самолет был передан на хранение в Домодедово. В мае 2010 года перегнан в Минеральные Воды на территорию МАРЗ № 411.

На YouTube можно посмотреть видеофильм, снятый экипажем в 2005 году о полете из Домодедово в Новый Уренгой. Там много интересных деталей для сборки модели Ту-154!

Ту 154 RA 85697

Фотография с сайта russianplanes.net. Автор Александр Катрыш. Санкт-Петербург, 30 июля 2007 года

Выбираем производителя модели Ту-154

В 2008 году журнал «М-Хобби» присудил медаль «Лучшая авиамодель мирной техники» пластиковому набору 7004 от российской фирмы «Звезда».

Как пишет известный эксперт по Ту-154 Дмитрий Колесник, «геометрически модель совершенная, придраться не получилось ни к размерам, ни к обводам: чертежи были представлены АО «Туполев», использовалось и большое количество фотографий».

Приобрести модель Ту-154 можно через любой интернет-магазин.

Выбираем вид окраски модели Ту-154

По мнению многих любителей гражданской авиации  Ту-154 – один из самых изящных авиалайнеров. Особую стать ему придает ливрея (aircraft livery) Аэрофлота 70-90х годов - темно-синий читлайн (cheatline), разделяющий как ватерлиния на корабле белый верх и серый низ,  и алый флаг на киле.

СССР 85669

Фотография с сайта airliners.net. Автор Aldo Bidini. Рим, Италия, сентябрь 1992 года

По единому стандарту для гражданского воздушного флота 1973 года низ фюзеляжа, крыло и оперение - серо-металлические. Верх фюзеляжа - белый. Вдоль борта - две синие полосы (широкая и узкая). Стилизованная надпись «Аэрофлот» и эмблема («птичка») - того же цвета. Перед фонарем кабины пилотов – черное антибликовое поле. Номер черного цвета - внизу киля, сверху и снизу крыла и на створках передней ниши шасси. На киле - красный стилизованный Государственный флаг СССР с золотыми звездочкой и серпом и молотом. Законцовки крыла и стабилизатора окрашены в красно-оранжевый цвет.

СССР 85236

Фотография с сайта airliners.net. Автор Frank C. Duarte Jr.,  Лондон, Хитроу, Великобритания, август 1986 года

Такая стильная и респектабельная и, в то же время, очень простая окраска позволяет даже новичку без аэрографа ровно и аккуратно покрасить модель. Набор от «Звезды» комплектуется декалью от компании «Бегемот» (г. Ростов-на-Дону):

СССР 85663

Что делает модель Ту-154 реалистичной

Модель обычно рассматривают с расстояния 25-35 см. Так видится реальный самолет на удалении в 35-45 м. Белая поверхность по блеску напоминает скорлупу свежего яйца. На модели этот эффект достигается использованием финишного полуматового лака.

RA 85607

Фотография с сайта airliners. net. Автор Алексей Матвиенко. Хабаровск Новый, 4 марта 2005 года

На мой взгляд, при сборке модели Ту-154 реалистичность придадут еще следующие элементы:

  • тонировка, выделение расшивки и «закопченности» хвостовой части от использования реверса двигателей;

  • окраска металликами обечайки двигателей и поверхностей противообледенительных систем (ПОС);

Модель Ту-154М Евгения Кнюпфера aka Кошкер с сайта scalemodels.ru

 

Некоторые моделисты работают над  выпущенной механизацией крыла, кто-то пытается воспроизвести интерьер самолета, есть даже умельцы сымитировать звук турбин при взлете и посадке. Полет фантазии безграничен!

Стойки шасси для Ту-154 от Игоря Слапыгина. Фото с сайта scalemodels.ru

Количество доработок модели Ту-154 каждый выбирает сам, исходя из собственных предпочтений. Один готов часами стачивать переразмеренный элемент конструкции, другой назовет это «ловлей блох»

Но самое главное, чтобы хобби приносило радость и удовольствие!

   Читайте далее: